Приветствую Вас, а именно тех, кто добрался до моих лекций и летом! Как Вы помните, на самоуправлении мы познакомились с Вами с историей латинского языка, рассмотрели применение латинского языка в жизни магглов и магов. В основном, рассмотрели это Вы в своих замечательных домашних работах.
Теперь же наступило время изучить небольшие основы языка. За лето Вы сможете изучить алфавит, подружиться с некоторыми из существительных, прогуляться под луной с прилагательными, а также посоревноваться в дуэли за наилучшее знание основ перевода.
В конце же моего маленького курса Вам предстоит небольшая контрольная работа. Она будет не сложная для тех, кто посещал мои лекции. На этом вступление закончено и давайте перейдем к непосредственной теме лекции.
Ну что ж. Перед тем, как рассказывать о самом чтении, давайте-ка изучим алфавит, то есть буковки латинского языка и их обозначения.

Замечание: Буква "и" произносится как "й", когда стоит перед гласными и В НАЧАЛЕ СЛОВА. Пример: "a priori" - "а приори", "iocus" - "йокус".
Как таковой, латинский алфавит заимствован приблизительно в IV веке до нашей эры у этрусков, но основа алфавита тех состояла в греческом языке. Кстати, кириллица тоже была составлена на основе греческого письма. Поэтому многие буквы в этих двух системах весьма общие, и похожи нашему придирчивому и вредному глазу.
Как Вы видите, в таблице указано два произношения – классическое и школьное. Классическим произношением пользовались в основном ученые круги. Позже же, после видоизменения латыни, стало более известно «школьное произношение». В нашем изучении языка при произношении и чтении мы будем пользоваться школьным произношением, для удобства.
Кроме основных правил чтения, существуют некоторые исключения, такие как дифтонги, и сочетания. Рассмотрим каждое из исключения подробнее.
1.Дифтонги. Гласные с гласными.
Дифтонг – это два гласных звука, которые образуют один слог.

Имеем ввиду, что в двух последних дифтонгах есть некоторый нюанс. Если имеется сочетание аё или оё, то дифтонг не образуется. Например: aёr [аэр] – воздух, poёta [поэта] – творец (поэт).
2.Сочетание t+i.Имеет особое чтение только в школьном произношении.


Интересно? Вспомним, что для того, чтобы прочитать какой-либо текст, требуется знать, где в слове ставится ударение. На этот счет в великом и могучем латинском языке имеется аж несколько правил. А таковых правил пять штук!
Правило 1.Ударение падает на предпоследний слог в слове, если этот слог долгий и на третий слог с конца, если предпоследний краткий. Особенность заключается в том, что слоги считаются не с начала слова, как мы привыкли, а с конца.
Правило 2.Краткий слог – это открытый слог с краткой гласной. Долгий слог – это открытый слог с долгой гласной, либо закрытый.
Правило 3.Открытый слог, как и в нашем любимом русском языке, - тот, что оканчивается на гласную. А закрытый же, соответственно, тот, что оканчивается на согласную. Но и тут есть особенности ( что-то одни особенности, да особенности) – некоторые сочетания согласных слог не закрывают:

Осталось выяснить, что такое краткие и долгие гласные и как же их, бедненьких, отличить друг от друга.

А теперь обобщим все предыдущие 4 правила и, наконец-таки, поймем, как же поставить ударение в латинском слове.
А теперь, конечно же, наши любимые примеры:

В открытом слоге принято над гласным обозначать либо краткость (шляпкой), либо долготу (черточкой). В дальнейшем будем обозначать только долгие гласные.
Уф, вот и подошла к концу наша лекция. А сейчас я советую взять в руки перья и записать ваше первое практическое домашнее задание.
Оба задания будут посвящены практической части латыни. По большей части Вам понадобиться применить те знания, которые Вы получили на лекции.
1.Обратите внимание на следующий текст:
В итоге всего должно получиться 6 предложений. Подробный разбор поощряется. За ошибки снижать сильно не буду. Договоримся: 5 ошибок – 1 балл. И вспомним – что работа из 6 строк оценивается (при полной правильности) в 2 балла.
Темы докладов к этой лекции:
1.Не желаете ли рассказать о различных системах произношения звуков на латыни?
2.Для особо смелых: найдите любой небольшой текст (в пределах 5-6 предложения) и прочитайте его вслух (по-маггловски – аудиозапись). Естественно приложив сам текст, а также его разбор (ударения и транскрипции).
Работы отправлять в ЛД, либо с совой – wolfarion@narod.ru