Требования Лекции В Хогвартс
История Латыни.

Дверь кабинета, около которого скопилось большое количество учеников, наконец, открылась. Образовалась зловещая тишина, и студенты один за другим заходили в светлое помещение. Длинные ряды диванов с небольшими столиками, светло-бежевые стены и густое ярко-желтое солнце – именно такая обстановка ждала пришедших. Над небольшой шторой, висевшей на стене, возвышалась большая надпись «Cogito, ergo sum».

Здравствуйте! Я Wolfarion, студентка 4-го курса факультета Слайзерин. Очень приятно видеть всех вас здесь, тем более, что за окошком настолько летняя и зовущая погода. Сегодняшняя лекция будет посвящена истории вечного, но уже мертвого латинского языка.

Думаю, вы заинтересовались надписью, которая присутствует в моем кабинете. «Cogito, ergo sum» переводится с латинского, как «Я мыслю, следовательно, я существую». Знакомая цитата, не так ли?

Итак, начнем. Латинский язык – язык, история которого начинается еще до нашей эры. Свое название язык получил от племен древней Италии, латинов, которые первые начали употреблять его в своей речи. Эти племена располагались в нижнем течении реки Тибр. И в VIII веке до нашей эры центром их существования стал всем известный город Рим (Roma). С появлением Рима жители стали называть себя не латинами, а римлянами, которые известны своей богатой историей, мифологией и жаждой к завоеваниям. А потом пошло-поехало. Рим начал активно подчинять себе близ лежащие территории, за счет чего область распространения латыни становилась все шире и шире.

В своем развитии латинский язык прошел несколько периодов:

I период: архаическая латынь, от первых сохранившихся письменных памятников до начала I века до нашей эры. В число этих «памятников» входил отрывок из сакральной надписи на обломках черного камня (найден в 1899 г. при раскопках Римского форума), надпись на так называемой пренестинской фибуле (золотой застежке, найденной в 1871 г. в городе Пренесте, недалеко от Рима), надпись на глиняном сосуде, известная как надпись Дуэноса.

II период: классическая латынь, от 80-81 до нашей эры до 14 года нашей эры. В это время язык обретает ту основу, которая и сделала его «классическим». А приложил к этому свою руку и голову Цицерон, великий оратор и философ того времени.

III период: послеклассический период, I-II века нашей эры. В это время происходит небольшое отклонение от классики, латинский язык приобретает некоторые особенности, немного видоизменяется.

IV период: поздняя латынь, III-VI века нашей эры. В этот период латынь изменяется, готовя переход к новым языкам.

Да, да, именно новым. Я уже говорила, что латынь широко распространялась. Многие племена, достаточно отдаленные от самого Рима, меняли какие-то особенности языка, создавался свой образ. Эти образы послужили основой для появления целой эпохи языков, объединенных в одну общую группу – романские языки. Например, итальянский язык, французский, испанский и португальский, румынский, молдавский и другие. И, впрочем, хоть они все чем-то и похожи, но все же обладают существенными различиями, из-за длительного времени формирования их на различных территориях, каждая из которых обладала своей исторической судьбой.

На этом мы закончим с исторической частью и перейдем к использованию и применению латинского языка в жизни магов и магглов. Почему магов? Да потому, что без латыни маг не всегда сможет создать хорошо работающее заклинание, разобраться в составе старых зелий, в текстах книг. А ведь даже многоуважаемый Гарри Поттер произносил заклинания, которые имели свое происхождение от латинских слов. Например, люмос (от латинского lux - "свет") – заклинание, благодаря которому на конце волшебной палочки появляется огонёк, или нокс (от латинского noctu - "ночь") – заклинание, которое гасило до этого созданный огонек. А зелья? Ведь многие ингредиенты имеют аналогичное название на латыни, без которого порой тяжело найти сам ингредиент, тем более, если он редок.

Еще одна полезная и познавательная часть латинского языка – это его наследие, то есть то множество цитат и афоризмов, оставленных древними авторами. Например, «De gustibus non disputandum est», что в переводе «о вкусах не спорят», или «Scio me nihil scire» - «я знаю, что ничего не знаю».

И, наверное, на этой приятной ноте, мы закончим нашу лекцию. А теперь запишите домашнее задание:

1. Вопрос на выбор (0-5 баллов):

1) В лекции я привела небольшую часть использования латинского языка в жизни магов. А что вы можете сказать по этому поводу?

2) Было упомянуто, что латынь также широко применима и у магглов. А вот в какой степени и в каких средах?

2. Напишите сочинение на любую тему, в котором будет применено не менее 7-8 афоризмов на латинском языке. Полет фантазии не ограничен :) (0-5 баллов)

И еще: запомните, что еrrare humanum est, то есть «ошибаться – человеческое свойство».

Домашние работы отправляйте черед ЛД, либо с совой – wolfarion@narod.ru

Hosted by uCoz